# Г И С О Г Д 2 0 2 1
Научно-практическая
конференция

Интервью с руководителем направления BIG DATA Билайн Бизнес Тимуром Гладковым

На конференции #ГИСОГД2021 мы поговорили со спикером Тимуром Гладковым — руководителем направления BIG DATA Билайн Бизнес о данных, связи, эффективных инструментах развития регионов.

Какова цель вашего визита на конференцию?

Интереса у меня два. Взаимодействие с интеграторами, которых знает вся Россия, либо большая её часть. И взаимовыгодные коллаборации. Мы можем предоставлять данные по определенным группам лиц граждан и покупке определенных видов товаров. Как люди перемещаются, что покупают и тд. Также у нас есть кейсы по оценке качества окружающей среды.  Просто сырые данные от оператора заказчику не нужны.

Тимур Гладков на конференции #ГИСОГД2021 представил доклад на тему «Геоаналитика от Билайн Бизнес как эффективный инструмент развития региона»

Может ли со временем произойти следующая ситуация: информация о пользователях, обычных гражданах и их перемещениях станет настолько ценной, что связь от Билайна для самих пользователей станет бесплатной? Ведь пока люди ходят с телефонами — у вас масса ценной информации для маркетологов, компаний, государства?

Вообще, я занимаюсь виртуальными сервисами последние лет шесть, а раньше я занимался только связью, и я давно понял, что эта история стагнирующая. И сейчас многие операторы начинают ронять стоимость на мобильную связь, лишь бы сохранить абонента. За этим очень строго следят. В Билайне в топе важнейших показателей — показатели так называемой портации: это переход пользователя от одного оператора к другому. И одна из ключевых целей — наращивание новой абонентской базы. Наша задача — наращивать клиентскую базу несмотря на то, что средняя стоимость тарифа падает, особенно для юридических лиц.

К чему это приведет? Сценарии могут быть разные. Даже ходят порой такие разговоры, что на рынке останется один единственный для всех оператор и единый тариф. Но, по моему мнению, это маловероятно. Так что да, нам очень важны абоненты, без них у нас не будет такого массива данных.

Каковы основные причины портаций?

Их три. Качество связи на той или иной территории. У каждого из операторов на определенных участках лучшее покрытие. Никто не может обеспечить максимальное качество на 100% территории. Вторая причина ценовая, и третья — политическая — здесь я подразумеваю взаимоотношения абонента с оператором.

Насколько данные защищены в нашей стране? Аналитики свободно в большом объеме берут данные о гражданах их покупках, перемещениях, образе жизни. Насколько это законно, как гражданам лучше защищать свои данные?

Во-первых, данные мы даём обезличенные в большинстве случаев. Но рассмотрим и другой пример. У нас есть такая услуга: скоринг для микрофинансовых организаций. Гражданин приходит брать займ в организацию, он заполняет анкету: оставляет там ФИО, адрес проживания, номер телефона. И мы можем предоставить организации продукт сопоставления этих данных с данными из биллинга. То есть совпадает ли место жительство с реальным нахождением, не меняет ли данный абонент ежемесячно сим-карту, то есть не является ли он мошенником. Вот в этой ситуации мы даём ответ по конкретному номеру. Но чтобы это произошло, МФО в договор включает пункт: абонент согласен на передачу личных данных в сторону ПАО Вымпелком (то есть в сторону Билайн). На основании этого пункта мы можем отдавать данные по конкретному абоненту. Но если вы заказываете у нас таргет, то мы осуществляем для вас рекламную компанию в обезличенном виде. И это не значит, что она не будет эффективной. Есть инструменты, которые позволяют проверять конверсию и что это за аудитория, которая к вам пришла.

Нам показалось, что в вашем докладе много кейсов, которые так или иначе связаны с оценкой качества городской среды. Насколько это актуально для вас?

Сейчас в регионах отчасти из-за пандемии идет рост спроса на внутренний туризм и оценка качества городской среды действительно приобретает актуальность. У нас также есть кейсы с оценкой благополучия социальной среды населенного пункта. Мы берем город, раскладываем его на геозоны и выявляем районы с неблагополучным социальным климатом. Из этих данных также можно сделать вывод, где лучше построить садик, школу, больницу, а где не стоит, потому что там производство.

Насколько аудитория, заказчики из госсектора готовы к вашим инструментам?

Я в Билайне уже некоторое время занимаюсь продажей рекламных кампаний в b2b. Еще три года назад я начал приходить к клиентам и говорить: смотрите какая у нас крутая реклама, вы такого нигде не найдете. И это не вызывало положительной реакции, все говорили: у нас давно контекстная реклама, плюс — опустил листовку в почтовый ящик, пустил рекламу на радио и всё хорошо. Прошло два года (!) и только сейчас клиенты начали брать эти решения, понимая их ценность. Релевантная рассылка по смс даёт большой эффект и большую пользу бизнесу. Но они к этому пришли не сразу. В госсекторе у нас тоже относительно недавно начались подвижки. Не только мы говорим: возьмите, пожалуйста, но и клиент начал приходить к нам с запросом. Активизировались министерства туризма по всей стране. Вот сегодня я выступил с докладом. И может не прям сейчас, а через год они скажут: а помните, мы были на конференции и там был Билайн? И это со временем начнёт монетизироваться.